Запущенная по инициативе Волгоградского областного общественного движения защиты прав потребителей программа «Качество от производителя до прилавка» набирает силу. Напомним, что программа внедрена по причине ослабления контроля федеральных структур в сфере последних изменений в российском законодательстве. Замена обязательной сертификации на декларирование, отмена качественных удостоверений на продукцию и проведение проверок на предприятиях 1 раз в три года, как это предписано законом, явно недостаточно. В итоге недобросовестный производитель попросту расслабился...
Все это повлекло за собой приток некачественной пищевой продукции в розничной и оптовой торговле.
Сегодня с уверенностью можно констатировать, что только крупные торговые сети способны обеспечивать надлежащее качество реализуемой потребителям продукции. Сами руководители этих сетей проявляют активность и становятся инициаторами контроля качества реализуемой продукции.
В 2011 г. в торговых сетях ЗАО «Перекресток», «О’КЕЙ», «100 калорий» (ООО «Волга-Виво»), «МАН», «Царь-продукт» проводился мониторинг качества кулинарной продукции, позволивший выявить слабое место в цепочке от изготовления продукции до передачи ее потребителю. К экспертизе качества была привлечена аккредитованная испытательная лаборатория НП «Фонд продовольственной безопасности». При постоянном мониторинге значительно улучшилось качество реализуемой кулинарной продукции, в т. ч. салатов.
В магазинах торговой сети «МАН» с апреля 2011 г. действует программа качества «От производителя до прилавка», в ходе которой было отобрано и проконтролировано качество 290 образцов продукции. Это хлебобулочные, кондитерские, колбасные изделия, полуфабрикаты, молочная продукция, фрукты.
Наиболее «конфликтную» группу, получившую наибольшее количество нареканий, составили колбасные изделия как местного производства, так и от иногородних изготовителей. Экспертизой было охвачено 172 наименования колбасных изделий двенадцати изготовителей для проведения испытаний на соответствие требованиям нормативных документов. Если при первом отборе образцов 70% продукции показало несоответствие требованиям стандартов по органолептическим показателям (внешний вид, цвет, запах, аромат, консистенция, вкус, сочность) и по физико-химическим показателям (завышена влага до 9%), то при четвертом отборе уже только 25% продукции не соответствовало требованиям стандартов. Сделали выводы и устраняют выявленные нарушения такие предприятия, как «Камышинские колбасы Соловьева», «Волжский пищекомбинат», Мясокомбинат «Дубки» (г. Саратов) и т. д. Руководители предприятий-изготовителей становятся дисциплинированнее, уделяют больше внимания технологическому процессу, работе с персоналом, потому что человеческий фактор имеет большое значение при соблюдении технологий производства, товарного соседства и прочих факторов, работающих на конечный результат.
Первый отбор хлебобулочной продукции выявил 50% нестандартной продукции, не соответствующей ГОСТу в основном по органолептическим показателям (внешний вид, влажность, нагар, вкус, запах, консистенция). В булочках и рогаликах недоставало начинки. А вот при третьем отборе образцов хлебобулочной продукции общая картина улучшилась: выявлено уже 28% нестандартной продукции, которая взята экспертами под контроль.
Что касается полуфабрикатов, то была отслежена продукция 11 предприятий. В 27% продукции выявлено завышение категории мясных и мясосодержащих полуфабрикатов, а именно: процент состава мяса ниже, чем требует указанная категория. А вот по микробиологическим показателям продукция безопасна.
Подверглись беспристрастной экспертизе и 33 наименования молочной продукции 13 изготовителей. Результаты также оказались небезоблачными. Низкого качество оказалось масло крестьянское «Приволье» производителя ООО «Воронежросагро»: кислый прогорклый привкус, т. к. в продукции завышена кислотность. Однако такие предприятия, как Еланский, Михайловский, Волжский маслосыродельные комбинаты, компания «ЮНИМИЛК», продемонстрировали хорошее качество и соблюдение стандартов. Продукции этих предприятий в ходе мониторинга был автоматически присвоен «Волгоградский знак качества «Общественное признание». Чем больше станет видов продукции, маркированных этим Знаком качества, прошедшим госрегистрацию, тем лучше будет обеспечена в регионе продовольственная безопасность и тем больше предприятий будут стремиться получить разрешение маркировать свои продукцию или услуги, завоевывая доверие потребителей.
Анализируя работу в торговых сетях по повышению качества продукции, можно с уверенностью сказать, что внедренная программа качества «От производителя до прилавка» реально оказывает влияние на качество реализуемой продукции. Программа «Качество от производителя до прилавка» действует постоянно, из месяца в месяц, уделяя внимание тем или иным видам пищевой продукции: месячник хлеба, месячник молока, месячник кондитерских изделий... Выбор остается за торговыми сетями.
Процесс этой программы нельзя останавливать. Торговые сети постоянно пополняются продукцией новых изготовителей, требующей контроля. Да и тем, кто однажды завоевал рынок, необходимо постоянно быть в тонусе и держать марку, зная, что качество их продукции контролируется и на прилавке.
Похожие статьи:
Актуально → Метелина Екатерина Владимировна- эксперт в области подтверждения соответствия молока и молочных продуктов
Актуально → Теляков Александр Борисович - эксперт в области подтверждения соответствия мяса, мясной продукции, мяса птицы, яиц и продуктов их переработки
Проверки → Не сомневайся, закупайся!
Актуально → Хальзова Ольга Павловна - эксперт в области сертификации услуг торговли
Проверки → Общественный контроль