Самый строгий судья - потребитель

12 октября 2011
article166.jpg

В воскресенье, 16 октября отмечается Всемирный день продовольствия. И в его преддверии хотелось бы поговорить о таких важных понятиях, как качество и безопасность, которые сегодня обрели глобальный смысл. Каков уровень продовольственной безопасности в нашей стране и регионе, насколько потребители сами готовы способствовать улучшению качества жизни, и как им в этом помочь?

На эти и другие вопросы корреспонденту "МК-В" рассказала генереальный директор НП "Фонд продовольственной безопасности" Елена Багмутова.

- Елена Владимировна давайте разберемся в понятии "продовольственная безопасность". Что это на ваш взгляд человека, много лет работающего в системе качества и безопасности продуктов, услуг, которые мы потребляем.

- Я считаю, что продовольственная безопасность - это прежде всего доминирование продукции российского производства.Безусловно, нельзя говорить, что все сделанное, произведенное на нашей территории, - непременно качественное. Это понятие складывается из сырьевой базы, которой обладает регион и конкретный производитель, социально-экономических условий на данном секторе рынка, модернизации производства и налогообложения, которое, хочется верить, повернется к производителю лицом. Отмечу, например, что за рубежом кредиты предприятиям выдаются под 2%. Свою весомую роль играет и человеческий фактор, повышение квалификации специалистов. Совершенствование всех этих факторов позволят предприятию честно поставлять качественную продукцию.

- Елена Владимировна, вы говорите о факторах, которые способствуют созданию благоприятных условий для производства качественной продукции. А как быть с тем, что некоторые предприятия, мягко говоря, халтурят, причем сознательно?

- Да, качеством довольно часто и умышленно пренебрегают. Поэтому я и уточнила, что не все произведенное на нашей земле заслуживает похвалы. Права потребителя порой нарушаются. Именно на плечах производителей товаров, продуктов питания и услуг, ретейлеров и контролирующих органов лежит серьезная задача не просто сохранить имеющиеся достижения, но и максимально способствовать улучшению качества жизни.

Как часто это бывает, далеко не совершенным в вопросе производства является законодательство. Контролировать предприятия раз в три года недостаточно! Многие нарушают закон о защите прав потребителей, элементарно не публикуя подробную информацию, и платят за это штраф в три копейки. Получается, пожалуйста, маркируйте продукцию неправильно, обманывайте потребителя. Это же неправильно!

Поэтому сейчас общественное движение защиты прав потребителей по Волгоградской области запустило программу "Качество от производителя до прилавка". Допустим, мы отбираем с прилавков различных торговых сетей только хлеб и исследуем его на предмет соответствия технологиям и стандартам. Потом докладываем руководству магазина о результатах, а оно в свою очередь обязывает производителя исправлять нарушения, иначе прекращает сотрудничество с ним. Впрочем многие производители понимают: не предлагая исключительно качественную вкусную продукцию, не работая на благо потребителя, - невозможно завоевать рынок. 

- В этом году уже пять лет как существует Волгоградский знак качества "Общественное признание". Что изменилось за это время? Стремятся ли производители до него "дотянуться"?

- Я уверена, что присуждение этого знака - самый демократичный и правильный путь к продовольственной безопасности. Отмечу, что понятие "качество" не может быть составляющей административного ресурса и не должно продаваться. Мы как независимые эксперты изыскиваем самое лучшее, подкрепляем мнение лабораторными исследованиями, резюмируем и доводим до потребителя. Чем больше видов продукции мы маркируем этим знаком, который прошел госрегистрацию, тем больше будет обеспечена продовольственная безопасность. И если раньше мы ждали заявок от различных компаний-производителей, то сегодня мы пошли другим путем. На этот раз мы наградим тех, кто даже не знает, что его продукция проходила экспертизу.Так что для многих знак "Общественное признание" станет сюрпризом. К тому же мы расширили перечень номинаций: теперь это не только производители продуктов питания, но и услуг, в первую очередь медицинских. Думаю, многим волгоградцам важно знать, например, в какой стоматологии стоит лечиться. Немаловажным является то, что эта информация будет доведена до потребителя, чтобы каждый знал, что выбирать. Конечно, чем больше продукции будет маркировано этим знаком, тем выше будет товарооборот, а это уже повышает уровень жизнеспособности малого и среднего бизнеса.

Хочу подчеркнуть, что после вручения производителю знака "Общественное признание" мы продолжаем наблюдать за предприятием. Любые претензии к нему будут рассмотрены, и в случае их обоснованности производитель лишится знака. Так что обмануть ни нас, ни население не удастся.

- А всегда ли в случае приобретения некачественного товара виноват потребитель? 

- Безусловно, весомую роль играет оптово-распределительный комплекс, который обязан выполнять закон о безопасности пищевых продуктов. Это подтверждение качества в процессе товарооборота. Когда продукт произведен, сертификат получен, необходимо проследить все последующие стадии: транспортировки, реализации и так далее. Руководство оптово-распределительного комплекса подписало с нами соглашение, мы вместе укомплектовали выездной лабораторный пункт. Так что и эту сферу мы тоже контролируем.

- Елена Владимировна, а на самом ли деле потребителю важно качество? С одной стороны люди вроде беспокоятся о своем здоровье, своих близких, но не мало и тех, кому все равно, какие есть помидоры, лишь бы красные...

- Не буду отрицать, что наши жители довольно часто берут, допустим, хлеб с полок магазинов, не обращая внимания на состав и прочее. Лидеры качественной продукции в нашем регионе в связи с этим задают мне вопросы: а почему не берут нашу продукцию сделанную по высшему разряду? Мне действительно порой обидно за нашего производителя. К сожалению, потребительская культура нашего жителя находится на низком уровне. Наша задача её поднять, чтобы формировался спрос именно на качественную продукцию, а не на красивую этикетку и заманчивую рекламу. Думая о том, как привлечь наших жителей к качественному питанию и услугам, мы проводим социологические исследования. Таким образом выявляется очень интересный рейтинг предприятий торговли, кафе, магазинов. Ведь самый строгий судья - потребитель, покупатель. Мы лишь должны ему помочь не ошибиться в выборе. Кстати сейчас готовится к выпуску очередной, четвертый, выпуск книги "Советы потребителям".В ней в популярной форме изложены главные "заповеди" покупателя, соблюдая которые, он не станет жертвой недобросовестных продавцов товаров и услуг.

Похожие статьи:

АктуальноОтветы на вопросы по "горячей линии" ч.2

АктуальноОтветы на вопросы по "горячей линии" ч.1

АктуальноА мясо в колбасе все-таки есть!

ПроверкиНП «Фонд продовольственной безопасности» просит «сети» внимательнее отнестись к поставкам мороженого

В ВолгоградеЕлка для детей-инвалидов состоялась в Волгограде